ПЛУГ очень гордится своими иллюстраторами, и жаль, что пока никто из них не устроил своей персональной выставки. Мы бы тут же об этом написали! Но повод для профессиональной радости мы нашли: в «Белой галерее» Творческого городка Теллискиви открылась выставка двух замечательных иллюстраторов Элеоноры Колычевой и Нины Печковской. Элеонора родом из Таллинна, сейчас живет в Лондоне. Степень бакалавра она получила в Эстонской Академии художеств, а магистратуру окончила в Camberwell College of Arts по специальности иллюстрация. Нина родилась в Санкт-Петербурге, детство провела в Таллинне, обучалась графическому дизайну в СПбГУ, последние несколько лет проживает в Берлине. Мы поговорили с девушками о том, как они ищут вдохновение и новые заказы.
Вы фрилансеры или работаете в агенстве? Как вы нашли первых покупателей для своих работ и что посоветуете художникам или графическим дизайнерам, которые хотят начать путь иллюстратора?
Эля: Я фрилансер, уже около семи лет занимаюсь созданием дигитальных иллюстраций для стоковых фотобанков. Эта деятельность подчинена законам коммерческой иллюстрации. Из плюсов — стабильный доход каждый месяц, что дает возможность заниматься более творческими проектами. Из минусов — приходится считаться с конъюнктурой рынка. Я бы посоветовала искать баланс между коммерческими и творческими проектами. А начинать стоит с небольших работ для журналов.


Нина: Я тоже фрилансер. Мой совет — не забывать о грамотном позиционировании себя в социальных сетях, чтобы как можно больше людей увидели, что вы создаете, и запомнили ваш стиль. Честно говоря, сама я недостаточно много времени этому уделяю. Как мне кажется, удачная иллюстраторская карьера лишь на 40% зависит от вашего таланта, остальные 60% — это правильная подача и удача. Когда я впервые решила, что хочу зарабатывать деньги иллюстрацией (это было в 2006 году, тогда я училась в университете), я составила список из 15 журналов, нашла адреса их арт-директоров и написала им, выразив желание о сотрудничестве. Из 15 адресатов ответили двое — журнал Cosmo и Oops, и я начала с ними работать.
Насколько рыночная конъюнктура определяет развитие вашего стиля и направленность работ? Если арт-директор журнала попросит вас сделать правки в работе потому, что так сейчас модно, то вы согласитесь?
Эля: Честно сказать, не могу вспомнить такую ситуацию в своей практике. Обычно арт-директор просматривает портфолио иллюстратора и имеет представление о том, как будет выглядеть работа. А небольшие изменения в ходе работы неизбежны.
Нина: Если меня просят сделать что-то, что моим работам несвойственно, например, скажем, добавить рисункам объем, то я отказываюсь.
Расскажите о своих самых интересных проектах. С кем вообще вам доводилось работать?
Эля: Мне очень понравился процесс создания магистерской работы. В течении года мой проект плавно менял направление и в итоге получил неожиданное воплощение. История для книги Everyday Objects and The Beauty of Variety родилась, можно сказать, из ничего — из окружающих нас в обыденной жизни вещей.
Нина: За последний год самым интересным был проект «Розовые мечты», который я сделала в феврале для российской версии сайта Vogue.
Как вы считаете, есть ли смысл начинающему иллюстратору бесплатно работать или сотрудничать с местными изданиями? Как избежать ситуации, когда люди вокруг вас считают само собой разумеющимся, что вы ради искусства готовы все выходные напролет рисовать для них иллюстрации только ради факта публикации работы?
Эля: Не стоит работать с изданиями, которые не готовы заплатить вам за работу. Это неуважение к вам и вашему труду. Но не стоит игнорировать благотворительные акции, участие в них может принести интересные знакомства и приглашения поучаствовать в других стоящих проектах.
Нина: Если издание вам симпатично, сотрудничество с ним может помочь дальнейшей карьере, а задание вдохновляет, то я не считаю зазорным время от времени работать бесплатно. Главное, чтобы это не превращалось в привычку.
Как относятся к вашей работе родители? Не секрет, что у подавляющего большинства фрилансеров нет ни страховки, ни пенсионных накоплений.
Эля: Быть фрилансером в Западной Европе не является чем-то постыдным, люди платят налоги и имеют такие же права, как и те, кто работают в компаниях. Работа иллюстратора достаточно специфична и подразумевает кратковременное сотрудничество. Огрочную роль играет самодисциплина и умение планировать свою жизнь. Надеюсь, что со временем и в Эстонии жизнь свободных художников перестанет быть похожей на выживание в джунглях.
Как рождаются идеи для иллюстраций? Какие ваши любимые техники и материалы?
Эля: Преподаватели в Лондоне убеждали нас в необходимости записывать и зарисовывать все свои идеи, даже самые сумасшедшие. Со временем я перестала обдумывать одно и то же по десять раз, гораздо реже, чем раньше, я страдаю от отсутствия идей. Еще во время учебы нас постоянно подталкивали рисовать в забытых или незнакомых техниках. Так я вернулась к некогда заброшенной живописи и стала обращать внимание на иллюстраторов, работающих в этой технике: Laura Carlin, Jockum Nordström, Olaf Hajek. Также меня вдохновляют иллюстраторы 60-х — Miroslav Sasek, Saul Stеinberg.
Нина: В последнее время мне очень нравится техника линогравюры и эстампов, но так как у меня нет станка для печати, я экспериментирую с техниками, которые помогают добиться похожего эффекта на компьютере. Также эспериментирую с печатью — например, при подготовке выставки в Таллинне я напечатала работы с помощью ризографа. Результат мне понравился. Еще я очень люблю акварель. Хотя большую часть работ я создаю на компьютере, для того, чтобы размяться, нередко рисую от руки.
Вдохновляют меня, скорее, окружающие предметы, нежели работы конкретных людей. Хотя, пожалуй, одно имя все же назову — это голландский художник 16-го века Амброзиус Босхарт. Его картины я могу рассматривать бесконечно.

Расскажите о работах, которые вы сделали специально к выставке в Таллинне.
Нина: Темой мы выбрали «женственность», и я довольно долго ходила вокруг да около, пока мне не пришло в голову создать серию портретов вдохновляющих меня женщин. Ну вот, знаете, я иногда вечерами смотрю старую запись «Болеро» или какого-нибудь другого балета с Майей Плисецкой и думаю: «Дааа!». Или, например, натыкаюсь на архивные фотографии с Каролин Биссет Кеннеди и понимаю, что для меня — это икона стиля. Таким женщинам я и посвятила эту выставку.
Эля: Я люблю искать визуальные решения для несуществующих или абстрактных вещей. Я решила рассказать о довольно простых правилах, которые приносят гармонию в мою сумбурную девичью и иллюстраторскую жизнь.
Вы можете представить ситуацию, что вы вернетесь в Таллинн жить и работать? Насколько важна для вдохновения окружающая действительность?
Эля: В некотором плане жить и работать в Таллинне проще — здесь не так дорого, как в мегаполисах. Но Интернет все же не всесилен и не способен заменить живое общение… Не вижу проблемы в том, чтобы вернуться жить в Таллинн. Единственное, что я не в силах изменить, — это эстонский климат.
Нина: Мне легче всего работается, когда за окном темно, спокойно и тихо. Но я старательно переучиваю себя, чтобы не зависеть от окружающих условий слишком сильно. Я серьезно думала о возвращении в Таллинн этим летом, но не сложилось. В Берлине я очень скучаю по морю и по северной природе в целом.
Выставка иллюстраций Элеоноры и Нины открыта до конца декабря. Подробности здесь.