Интеллектуальная игра по типу «Что? Где? Когда?», выставка, презентация книги, опять «Что? Где? Когда?», концерт импровизаций, лекция, поэтический вечер, еще пара-тройка интеллектуальных игр, не говоря уже о вечеринках. Жизнь в тартуских барах фонтанирует неистощимой энергией молодости, и это отлично вяжется со статусом студенческого города. И пусть жителям столицы Тарту кажется маленьким сонным городком — здесь все же всегда умели зажигать.
Оригинал: Müürileht
И с каждым годом здесь становится все более зажигательно. Появляется нечто истинно тартуское. Если вспомнить, то еще 10 лет назад все было совсем иначе. Теперь выбор мест стал намного больше. Бар, клуб, заведение культуры (прим. переводчика: по-эстонски «kultuuribaar, -klubi, -lokaal») — в предыдущую пятилетку такие понятия особо не использовались, возможно, о таком вообще еще никто не знал. Хотя говоря о «Naiiv», «Arhiiv» или даже делающем свои первые шаги «Edison», стоит заглянуть намного дальше, чем на пять лет назад. Корни сегодняшних заведений, с одной стороны, идут от канувшего в Лету «Maailm», а с другой стороны — от клуба «Гениалистов», когда тот делал свои первые неуклюжие, но крайне вдохновляющие шаги на ул. Лутсу. В «Maailm» была классная атмосфера, в «Гениалистах» вдобавок к атмосфере чувствовалось отношение создавшей его компании друзей, которые поняли, что «если никто другой этого не сделает, то мы сделаем это сами». Сегодня идеология DIY и поиски самореализации все чаще становятся ведущей силой молодежных начинаний.
Именно «а я сделаю сам!» мышление, словно катящийся снежный ком, и привело к тому, что мы сегодня называем ночным Тарту. Если еще 10 лет назад в Тарту (хотя, конечно же, не только в Тарту) царила в основном сине-красная пивная монополия, и бары-клубы, как правило, создавали с учетом потребностей какого-то приблизительного, неопределенного среднестатистического клиента, то возникшие за последние два-три года заведения сделаны, прежде всего, для себя и друзей. Поэтому в них чувствуется индивидуальность и смелость делать выбор. По большей части это богемный сплав всех тех студенческих домов, в которых ты бывал в гостях.
Когда Кене Верник около четырех лет назад открыла на улице Рюйтли клуб культуры «Nälg», это место казалось слишком хорошим, чтобы быть правдой. Три вечера в неделю играли ди-джеи (вход в основном был бесплатный), помимо этого проходили киновечера и концерты, можно было играть в видеоигры и наслаждаться впечатляющей коллекцией VHS. Видеоигры сломали, а элементы интерьера порой можно было обнаружить валяющимися разбитыми на арочном мосту. Но все равно это было отличное место, несмотря на поведение некоторых его клиентов.
В феврале 2012-го в «Nälg» прошла первая, с восьмью участниками, музыкальная викторина. Месяц спустя желающим принять участие уже не хватало не только стульев, но и перевернутых пивных ящиков. На данный момент в коллективной памяти «Nälg» ассоциируется именно с тем, что отсюда пошла традиция организовывать музыкальные викторины, однако свои истоки берут здесь и другие явления: в «Nälg» собралось сильное и верное содружество людей, каждый из которых довольно скоро стал кто ди-джеем, кто организатором культурных мероприятий. Кстати, ди-джейский пульт из «Nälg» начал свою новую жизнь в свежем альтернативном клубе «VENT».
Одновременно с этим этажом ниже «Nälg» уже действовали «Vein ja Vine», существовал «Möku» и открылся «Kivi». Второй из них — сам по себе феномен, но в любом случае все эти места были открыты командой друзей для себя и чуть более широкого круга людей для приятного совместного времяпрепровождения. В них нет разделения на владельцев, работников и клиентов — все они образуют одну хорошую компанию.
По своему духу тартуская культура баров приблизилась к корням британской культуры пабов, где владелец паба — это тот, кто делает свой дом общественным местом и открывает его двери для людей из округи.
Однако вернемся в 2006 год, когда группа «Гениалисты» начинает репетировать в помещении театра на ул. Лутсу и внезапно арендует весь дом и открывает там клуб. До этого подобного места в Тарту не было — вот его и создали. Десять лет спустя вы бы смогли представить ночную жизнь альтернативного Тарту без «Генклуба»? А если смогли, то как вам нравится такая картина?
По похожему сценарию возникла довольно большая часть сегодняшних баров культуры и местечек, которыми заправляет сообщество друзей. Беседы в курилках показывают, что подобные идеи есть у многих представителей тартуской молодежи — главное найти и побыстрее отхватить себе подходящее помещение. И не важно, что правит молодыми людьми, — жажда что-либо сделать или желание создать что-то, чего в родном городе пока не найти.
Тарту неожиданно стал столицей игр по типу «Что? Где? Когда?»: викторин здесь часто больше, чем дней в неделю. В барах проводятся художественные выставки, поэтические вечера и презентации книг. Галереи и другие более официальные заведения от этого не пустуют: культура просто переезжает поближе к публике, и в конечном итоге в происходящие события вовлекается новый народ. А также в барах зарождаются идеи для новых мероприятий.
Клиентура баров культуры — это в основном представители поколения Y: они не из тех, кто приходит в бар выпустить пар после недельной гонки за заработком, здесь можно встретить молодых представителей интеллигенции и деятелей культуры. Эта тусовка не ищет некую мифическую нормальность, в рамки которой можно было бы себя впихнуть. Бары осмеливаются иметь собственное лицо, которое во многом — лицо их создателей, а также позволяют клиентам быть самими собой. А если не нравится, то можно пойти в другое место.
И конечно же, различные культурные и социальные мероприятия — в особенности викторины — создают по сравнению с обычным более обширное дружеское сообщество. Тусовки, участвующие в музыкальной викторине и в проходящем в «Naiiv» «Что? Где? Когда?», частично совпадают и образуют сильные содружества, чей важный вклад в ночную жизнь — помимо дружеских и других отношений — это то, что они дали начало нескольким новым мероприятиям.