Польский плакат: нежеланное растение на железнодорожных путях

3e41d69a0cc56b09d706590a627063ad

Польский плакат — феномен, о котором мы не можем не рассказать читателям ПЛУГа, хотя вроде он никак не связан с культурной жизнью нашей страны, да и никакого новостного повода тоже нет. Но это настолько круто и вне времени, что молчать нет сил. Именно поляки в 50-60-е годы прошлого столетия задали тон многим направлениям в современном графическом дизайн. Об истории и влиянии польской школы плаката рассказал художник Шимон Кула, который на данный момент творит в Нарвской арт-резиденции.


Какие ключевые слова для описания польской школы плакатов ты бы назвал? Откуда берет корни этот феномен?

Бедность можно рассматривать как один из основных катализаторов творческих импульсов в польском дизайне времен социализма. Это парадоксально, но тогда культура была одной из самых динамично развивающихся областей. Такие мероприятия, как кинофестиваль «Konfrontacje Filmowe» (дословный перевод «Кинополемика»), телепередача «Кабаре пожилых господ» (ориг. «Kabaret Starszych Panów»), фестивали альтернативной музыки, например, Фестиваль студенческой песни (ориг. Festiwal Piosenki Studenckiej), или театральные представления Тадеуша Кантора, Юзефа Шайна, Ежи Гротовского давали почувствовать артистическую свободу и помогали найти способ самовыражения. Нарисованные лучшими художниками плакаты всю эту деятельность сопровождали, и каждый плакат был уникальным. В этом плане плакаты того времени крайне отличаются от современных, которые из-за глобализации становятся все больше и больше похожими по всему миру. Вопреки ограниченным техническим средствам оригинальность была одним из основных принципов польской школы плакатов. Процесс печати был примитивным и одновременно очень дешевым, поэтому плакаты изготавливались в большом количестве. Они были неотъемлемой частью городского пейзажа. Обычно изначальный проект очень отличался от финального, потому как цвет, бумагу и другие составляющие нужно было приспосабливать к имеющимся ресурсам. Художники должны были учесть эти ограничения и превратить их в преимущества.

Томаш Сарнецкий, «Ровно в полдень». В 1989 году Т. Сарнецкий переделал плакат М. Стахурского к вестерну «Ровно в полдень» (1959) на избирательный плакат движения «Солидарность». Это были первые выборы, на которых «Солидарность» одержала победу.

Правда ли, что творческая энергия художников и публики практически всей страны были сконцентрированы вокруг одного жанра — плаката, рекламирующего культурные события? Таким образом польский народ старался сохранить свою идентичность?

Да, это действительно феноменально, насколько необычным по масштабу и влиянию был этот бум плакатов. Публика желала получить доступ к западному искусству или чему-то, что ассоциировалось бы с демократией и свободой. В оккупированном обществе плакаты были голосом независимости, они формировали вокруг себя микросреду, будучи одним из немногих островов свободы и цвета, редко встречавшихся на обычно серых улицах. Польские художники использовали самые базовые техники и инструменты: коллаж, ножницы, клей. Сделанные вручную прототипы были простыми, но крайне инновационными и продуманными. Суровая и сермяжная действительность отражалась в материи плаката. В итоге постеры сыграли свою роль в восстановлении независимости, например, дав мощную и узнаваемую иконографику революционному движению «Солидарность».

На мой взгляд, это была уникальная ситуация среди стран бывшего советского блока. Возможно, ее можно сравнить с возрождением народной и классической музыки в Эстонии во второй половине XX века. Подобно тому, что происходило в Эстонии, но только в области плаката, в послевоенной Польше было крайне высокое количество талантливых людей, по чьей инициативе создавались творческие общины, школы, отделения дизайна в разных городах по всей стране — в Варшаве, Кракове, Лодзи, Катовицах. Павловский (Pawłowski), Понговский (Pągowski), Томашевский (Tomaszewski), Мрошчак (Mroszczak) заложили основы для новых художественных академий и других образовательных учреждений, во многих из них создание плакатов было центральным предметом.

Если бы не было Генриха Томашевского, могли бы мы сегодня говорить о таком явлении, как польская школа плакатов? Неужели, как пишет Википедия, все зависело только от одного человека?

Безусловно, Томашевский — один и самых известных художников, оставивший после себя внушительное наследие и поколение обученных им фантастических дизайнеров. Это делает его пионером и знаковой фигурой всего движения. Однако одновременно с ним работала большая активная группа выдающихся художников, выбравших плакат своим основным жанром. Все они были заинтересованы в глобальной арт-сцене и достижениях других стран в области дизайна, но в то время не представлялось возможным соревноваться, например, с техническим оснащением таких стран, как Япония. Поэтому польские художники начали исследовать простые техники, которые можно было выполнить вручную, и придерживались минимализма, что вскоре стало их товарным знаком. Очарованные плакатом, в этом жанре начинали работать художники, доселе придерживавшиеся иных форм самовыражения, как пример можно привести Войцеха Фангора (Wojciech Fangor).

Сегодня мы бы назвали все это стратегией в духе «сделай сам» — художники создавали свои работы, используя вторичные и дешевые материалы. Томашевский был одним из самых ярых защитников такого подхода. Он считал, что самое важное — это концепция, посыл, идея. Еще работы Томашевского, а также Вальдемара Свежего (Waldemar Świeży), Анджея Млечко (Andrzej Mleczko), Яна Савки (Jan Sawka), Анджея Чечота (Andrzej Czeczot), полны юмора, который стал основным оружием против пропаганды.

Ян Млодоженец, афиша к фильму И. Бергмана «Шепоты и крики»

Если бы не было госзаказа на плакаты, а также цензуры, то, возможно, польская школа плаката не достигла бы таких высот?

Да, в какой-то степени цензура стимулировала выработку культурного адреналина — чем сложнее было критиковать реальность и делать что-то аутентичное, тем более тонкие и оригинальные работы создавались. Бум распространения плакатов пришелся на пик коммунистического режима в Польше.

Но в то же время власти должны были учитывать, что народу нужно «хлеба и зрелищ». «Свобода» в сфере плаката и — шире — культуры была своего рода клапаном безопасности, который позволял сохранить режим и избежать забастовок. Такие художники, как Млынарский (Młynarski), Кофта (Kofta) и Леница (Lenica), интеллигентно использовали этот зазор в системе, создавая плакаты и песни, где на первом плане было слово.

Лех Древинский, афиша к спектаклю «Пьянь» по Ч. Буковски

Почему после развала социалистической системы польское государство не стало поддерживать этот жанр? Как польский плакат приспособился к капиталистическим реалиям?

Теперь преобладают частные заказы. Раньше среди художников была высокая конкуренция, потому что госзаказ означал хороший заработок. А сегодня дизайнеры обычно создают ограниченные серии для определенных организаций, их работы не висят на каждой улице города. Информационная революция сильно повлияла на то, как мы воспринимаем плакаты и их функцию — раньше они заменяли веб-сайты. Однако плакаты заинтересовали коллекционеров, которые их ценят так же высоко, как картины и скульптуры.

И на сегодняшний день у нас есть влиятельная группа художников-плакатистов, которые, однако, опираются на несколько другие принципы в своем творчестве: это Ян Байтлик (Jan Bajtlik), Эдгар Бонк (Edgar Bąk), Петр Грущинский (Piotr Gruszczyński), Стефан Лехвар (Stefan Lechwar).

Лех Древинский, «Ксенофобия»

Есть ли у тебя любимые плакаты?

Вальдемар Свежий «Псы войны», Роман Каларус «Любовный напиток», работы Стефана Лехвара.

Почему ты сам не работаешь в жанре плаката?

В художественной академии я учился всего четыре года, и поэтому время для экспериментов с разными жанрами было ограничено. На данный момент я действительно хотел бы изучить традицию польского плаката, сам создавая плакаты или превнося их иконографику в мои картины и инсталляции. Я не думаю, что плакаты утратили свою значимость, просто поменялись их роль и те места, где они вывешены. Насколько я знаю, у нас студия плакатов есть практически в каждой художественной академии, и обычно их оккупируют графические дизайнеры. Там по-прежнему обучают характерному подходу к созданию плакатов, так что традиция продолжается и распространяется. И я бы сказал, что многие студенты выбирают именно это направление, потому что так проще заработать деньги, чем будучи традиционным художником.


читать на эту же тему