Пока в наше поле зрения попало два релиза, но, надеемся, что это только первые ласточки посткарантинных высказываний.
PX Band «Che Kak ?!»
Текст: Kirill Krowli
Невероятно, эту музыку на самом деле играют в Эстонии! Вслед за аномальной жарой в Таллинн пришел новый альбом PX Band. Зайди и узнай, как звучит первый трек, прямо сейчас! На скандальной вечеринке саксофонист играл в шубе на голое тело, записав соло в треке «Зарубки»! Какую песню с альбома Стрельцам стоит прослушать первой?
Упс, простите… Был уверен, что рецензия идет в «Постимеэс», и выдал кликбейта на максимум. Ну не удалять же теперь весь абзац? К тому же я почти придумал, какой трек лучше всего охарактеризовать словом «дряпня»… Но, впрочем, попробую начать иначе.
История развивается по спирали, и новый альбом PX Band «Che Kak ?!» — очередное подтверждение этому. Группа двигалась от эйсид-джаза и фанка к инди-року, периодически отклоняясь в сторону хип-хопа, электроники, гранжа и (шепотом) пост-панка. Новый альбом — это возвращение к эйсид-джазу и речитативу. Название его, резкое, как движения пацанов в спортивках на Кренгольме, — характерный штамп эпохи. По сути, весь альбом воспринимается скорее как единый диджей-сет из 90-х, чем инди-альбом 2020 года. И это здорово. Радует сочетание сэмплов и живых инструментов — звучит в несколько раз выигрышнее ритм-дорожек предыдущего альбома, где преобладал минималистичный подход к использованию драм-машин. Радуют смены настроений, неожиданные обрывы мелодических линий и возникновение новых. Радует та свобода, с какой Руслан обращается с сэмплами. Особенно хочется отметить самый авангардный трек релиза Interlude/ SChB — его можно смело ставить на одну полку с LP Джона Фрушанте «PBX Funicular Intaglio Zone».
Руслан следует собственным традициям, заложенным в предыдущих альбомах: тут и обязательный «географический» трек («VarnaDub»), и упоминание рок-н-ролльных кумиров («Майлз Девис и Цой»), и несколько инструментальных вещей. Вопреки стереотипам короткое «Intro» размещено ровно посередине альбома, пятым номером.
Очевидно одно — альбом задумывался как эксперимент, выход за привычные рамки формата «куплеты-припевы-бридж». Временами чувствуется сырость материала, огрехи сведения, но в целом-то, эксперимент удался! Да будет эйсид-джаз!
Альбом можно (и нужно) слушать на Bandcamp-странице группы: https://pxband.bandcamp.com/. Если желаете приобрести цифровую копию, напишите Ruslan PX личное сообщение в фейсбуке.
Этнические опыты.
П.И. Филимонов о дебютном альбоме группы «Тарай» «Эпир те маттур»
Таллиннская группа «Тарай» записала новый альбом. Записала, казалось бы, и записала. Мало ли сколько таллиннских групп записали за последнее карантинное время новые альбомы. Но поговорить хочется именно об альбоме группы «Тарай» — и по причинам не всегда напрямую музыкального свойства даже. Хотя, конечно, из музыки напрямую вытекающим. Альбом называется «Эпир те маттур», и мне кажется, это название выбрано не только по смыслу (это можно перевести, путем тройного преломления по маршруту чувашский-эстонский-русский, как «Мы молодцы»), но и в какой-то степени для удобства слушателей и потенциальных критиков-обозревателей. В названиях других песен альбома встречаются буквы, которые произнести я, например, без консультации с лидером «Тарая» Александром Айдаровым не в силах.
Группа «Тарай» находится на какой-то совсем отдельной ступеньке эстонской музыкальной лестницы. Не хочется здесь употреблять слово «рок», потому что, в какой-то степени, это слово давно уже себя дискредитировало, а с другой стороны, музыка «Тарая» — это все-таки, даже в узко жанровом смысле, никакой не рок. Поэтому попытаемся охватить нашим теоретизирующим взором музыкальную картинку страны в целом. И посмотреть, куда можно на этом пестром групповом портрете вставить «Тарай».
Мне кажется, что в свое время Александр Айдаров сделал мегаграмотный маркетинговый ход. И вообще неважно, из каких соображений. Поверим ему, что этот ход был продиктован заложенной в каждом из нас потребностью «держаться корней» и искренним желанием пропагандировать ту культуру, которая вдруг отозвалась в его сердце национальным инструментом сĕрме купăс (спасибо, «Гугл»!). Но даже если бы это было просчитанной конъюнктурой, ничего плохого по этому поводу сказать было бы нельзя. Одно из главных, основополагающих даже стремлений любого творческого человека — стремление к известности. Разного рода и в разных масштабах — там уже вступают в силу некоторые вкусовые взаимодействия, — но тем не менее. И в свое время принятое решение петь на чувашском языке автоматически сделало с группой «Тарай» то, чего годами безуспешно добиваются многие известные в узких кругах местные музыканты. Группа «Тарай» выделилась. Много ли в мире существует групп, исполняющих песни на чувашском языке под фолк-поп-роковый аккомпанемент? Я, конечно, не в материале, но сильно сдается, что одна — «Тарай». Поправьте меня, если вам не лень рыться в интернете. В Эстонии такая группа точно одна. Плюс ко всему в Эстонии, в силу некоторых исторических параллелей, достаточно велик интерес к печальной судьбе донельзя зарусифицированных народов Поволжья. И хотя чуваши формально к нашим hõimurahvad не относятся (язык тюркской семьи, единственный сохранившийся язык булгарской группы; например, на родственном языке говорили неразумные хазары, которым сбирался отмстить вещий Олег непосредственно перед тем, как злая гадюка кусила его), вниманием культурной публики «Тарай» никогда обижен не будет. Экзотика, гуманистически направленная экзотика, да еще и экзотика, приятно упакованная в не самую примитивную танцевальную музычку, не может быть не востребована.
Что характерно, востребована обеими этническими общинами. С одной стороны, «Тарай» — как бы русская группа, потому что все участники говорят по-русски, и, следовательно, ее считают своей представители так называемой русской общины Эстонии. С другой стороны, язык исполнения и общая борьба против русификации делают «Тарай» и эстонской группой тоже. Нет никаких разделений по национальному признаку. Всем одинаково непонятно, о чем они поют, всем одинаково приятно по-чувашски притоптывать под задорный тараевский фолк.
Потому что, если отбросить все околомузыкальные моменты, само по себе звучание «Тарая», в общем, стоило всех этих маневров. Вау-эффекта музыка коллектива, конечно, не производит, но с заявленной программой справляется. Вы хотели послушать чувашский фолк-рок? Вы слушаете чувашский фолк-рок. И вы понимаете, что это — не совсем обычная музыка, вы не можете — во всяком случае, сразу — найти ей аналогию, она не сильно на что-либо похожа.
Большой плюс «Тарая», конечно, еще и в том, что ты не понимаешь, о чем они поют. В музыке, как мне кажется, иногда лучше не понимать, о чем поют любимые артисты. Просто чтобы избежать риска разочарования. Айдаров не пишет текстов сам, он заодно еще и пропагандирует творчество современных и не очень чувашских поэтов. При выпуске этого альбома он заморочился и перевел — сам и при помощи некоторых эстонских поэтов — шесть из семи текстов на эстонский. В целом похоже на текст группы «Центр» про «Все наше навсегда»: несложные предложения, перечисления явлений, таблица склонения существительного «молодец». Элегантная, местами даже наивная простота, понимание которой постфактум, к счастью, музыку не портит. И тут выкрутились. Тем более к потенциальному живому концерту все равно забудется.
Придраться можно разве что к единственному обстоятельству — не слишком видно развитие. Музыка альбома «Эпир те маттур» не сказать чтобы чем-то принципиально отличалась от того, что «Тарай» делал раньше. С другой стороны, а нужно ли это развитие? Нужно ли обязательно, чтобы каждый следующий альбом прям радикально отличался от предыдущего? Это, безусловно, один из возможных путей, по которому может идти та или иная группа музыкантов. Люди с такими идеями и концепциями есть — и мы их знаем. Но это ведь не единственный путь. Точно так же существует и путь упорного битья в одну точку. К его преимуществам относится то, что публика, идя на концерт, точно знает, чего ей ожидать. Ну и к тому же, если авторов прет и точка приложения усилий кажется им достойной не только в творческом, а еще и некоторым родом в общегуманитарном смысле, то почему бы и нет?
И еще. Я не очень помню, как было раньше, но на «Эпир те маттур» есть явный хит, на который можно попытаться сделать ставку, вдруг да получится еще громче выстрелить. Я считаю, что такой потенциал есть у песни про аэроплан.
Подводя некоторый итог, могу сказать, что я не разочаровался в том, что делает «Тарай», и при случае с удовольствием снова посещу их живой концерт, которых отчего-то происходит не так много. И как-то это «не алле», надо что-то делать, потенциал у коллектива виден невооруженным глазом, а окончательного прорыва пока не произошло. Как-то надо бы ударить яропланом по ушам этнически благожелательных слушателей. И не только их.
Я назвал этот текст так же, как называется, пожалуй, самый мой любимый русскоязычный альбом всех времен и народов. Пусть будет авансом.