Если мы действительно такие злые и тупые, что готовы закидать друг друга всеми этими расчудесными водородными и нейтронными бомбочками, то, может, и к лучшему, если мы коллективно покончим с собой, прежде чем лезть в космос измываться над какими-нибудь инопланетянами.
Иэн М. Бэнкс, человек-астероид
Иэн Бэнкс умер летом 2013 года. За десятки лет литературной деятельности он стал одним из главных писателей-фантастов третьей планеты от Солнца. В качестве трибьюта его гению я подготовил для ПЛУГа небольшой обзор современной научной фантастики, которую так здорово читать всю ночь до утра.
Иэн М. Бэнкс, цикл «Культура», «Вспомни о Флебе»
Цикл романов о «Культуре», утопической сверхцивилизации, процветающей на просторах нашей Галактики и объединяющей гуманоидов, машины и нанороботов, начинается с книги «Вспомни о Флебе». Речь там идет о «детстве» Культуры.
Как и остальные романы серии, «Вспомни о Флебе» — лишь иллюстрация процесса, зарисовка, в которой Бэнкс не пытается объять необъятное и взять и объяснить нам все сразу.
Написанный в жанре фантастического технобоевика роман повествует о человеке, судьба которого противопоставила его своему собственному виду. Вынужденный воевать на стороне здоровенных трехногих ящеров, исповедующих нечто похожее на земной ислам, спецагент-диверсант на протяжении сотен страниц бежит от самого себя.
Книга обставлена декорациями тотальной космической войны, где противоборствующие стороны не останавливаются ни перед чем: миллиарды невинных сгорают во вспышках начиненных антиматерией боеголовок, тысячи погибают в выхлопных газах тяжелых штурмовых шаттлов, десятки выворачиваются наизнанку вакуумными гранатами, а сами герои произведения попадают под огонь тяжелых плазменных винтовок, кинетических ружей и лазерных пистолетов.
В среде почитателей таланта Бэнкса «Вспомни о Флебе» считается далеко не самым сильным произведением. Эта ранняя работа выделяется из десятка романов лишь тем, что она первая. Тем не менее, это очень крепко сбитая книга, которая заставит читателя поразмыслить о цели и средствах, фанатизме, свободе, долге. И о любви.
Знакомство же с миром Культуры я бы посоветовал начать с повести «Последнее слово техники» (доступна в сети, в печатном виде пока не издана), в которой автор оценивает с позиции сверхразвитой адхократии наш с тобой, дорогой собутыльник, мирок — третью планету от Солнца.
Адхократия — в понимании Бэнкса, это форма организации, в которой управляющие структуры возникают по мере их необходимости, т.е. не существует управляющих контуров с нулевой нагрузкой, и каждая часть системы, будь то муниципалитет или так называемая «Банда» (якобы существующая конспиративная группа Искусственных-Интеллектов-Кораблей, принимающая в Культуре цивилизационные решения) вовлекается в процесс принятия решений только тогда, когда достаточно для этого компетентна. При адхократии бюрократические инерция и трение практически сведены к нулю, и скорость решения задач напрямую зависит от скорости передачи информации и скорости физического перемещения.
Джеймс Кори, серия «Пространство»
Heaven help us all
Писательский дуэт Дэниела Абрахама и Тая Френка ворвался в мир фантастики всего лишь три года назад. Их дебютный роман «Пробуждение Левиафана» заставил нас по-новому посмотреть на жанр «системной фантастики». Оказывается, не все еще перетерли классики — фьюжн из «ракетного» сай-фая и фэнтези, слегка сдобренный джосс-уидоновским «Светлячком» выглядит современно и оторваться от него совершенно невозможно.
Сюжет разворачивается в умеренно далеком будущем, когда Земля вынуждена вести тонкую дипломатию с Марсом, поясом астероидов и внешними мирами. Шаткое равновесие, каждую секунду грозящее взорваться (не первой уже) межпланетной войной, нарушается космическими зомби, у которых, Эйнштейн его знает, что на уме.
В технологическом плане вся серия выглядит очень убедительно. Мир выстроен в лучших традициях Роберта Хайнлайна, без пиу-пиу-бластеров, глюонных транклюкаторов и прочих идиотских BFG. Только рэйлганы, космические торпеды и прочая атомно-кинетическая светотень.
Стиль повествования близок к подаче Джорджа Мартина — мы знаем и видим только то, что знают и видят главные герои. Вместе с капитаном «Рощианте» и детективом Миллером мы окунаемся в невероятный и захватывающий кошмар, который изменит ход истории и откроет перед человечеством дивный новый мир.
Забегая немного вперед, скажу, что Бобби — крутая марсианская морская пехотинка (пофиг, что на Марсе нет морей, но есть достойные милитари-традиции) в боевом скафандре со скорострельной штурмовой винтовкой — просто не может вам не понравиться.
Начнем читать. В качестве первого знакомства с миром просыпающегося Левиафана я советую начать с рассказа The Butcher of Anderson Station, события в котором предваряют весь тот карнавал, который произойдет на страницах четырех уже вышедших томов. И да. Эта история еще не закончилась, и я с нетерпением жду пятого тома, где Бобби снова возьмет в руки штурмовую винтовку и, герметизировав боевую броню, даст кому-нибудь в рыло.
Успех дуэта и серии в сай-фай-кругах был настолько очевиден, что вместе с пятым томом свет увидит первый сезон сериала Expance, который снимает канал SyFy. На просторах интернета можно легко найти его трейлер, например в ЖЖ Джорджа Мартина, где именитый автор заявляет, что «наконец-то по телевизору можно будет смотреть что-то кроме “Игры Престолов”».
Энди Вейр, «Марсианин»
Следующим в нашем списке «надобрать» идет американец Энди Вейр. Энтузиаст-исследователь Марса, не обделенный усидчивостью и литературным талантом, подтверждает правило — если хочешь почитать хорошей фантастики, то сядь и напиши ее сам.
«Марсианин», вышедший как инди-публикация в 2012 году, — это классическая робинзонада. В результате перед нами технически безупречный, по-настоящему «заклепочный» роман. Как получить воду из баллона водорода? Как согреться холодной марсианской ночью, и чем пахнет человек, протусовавшийся тысячу дней без ванны?
Об успехе «Марсианина» говорит тот факт, что в этом году роман был переиздан под крышей крупного издательства — The Crown, и Энди (он скромный ученый, работает с физикой частиц) получил шестизначный гонорар.
В позапрошлом году «Двадцатый век Фокс» купила опцию на экранизацию произведения. Кинокартина выходит в ноябре этого года. Главную роль будет играть Мэтт Дэймон, а режиссером выступит Ридли Скотт.
Книга придется по вкусу любителям реалистичной фантастики. В тексте куча арифметики, привязки к местности даны при помощи гугл-карт, а первая глава начинается с фразы «Я в заднице». Читается на одном дыхании, сопереживание герою шкалит все датчики.
Даже если «фантастика» всегда была для вас «детским инфантильным жанром», то эта книга вам зайдет.
Аластер Рейнольдс, «Пространство откровений»
Трилогия Рейнольдса «Пространство откровений» — пожалуй, самое эпичное произведение в нашем обзоре. Дело тут не в масштабе — «Культура» Бэнкса уделывает ее и по временному, и по пространственному охвату. «Откровение» заметно выделяется тем, что написано натуральным астрофизиком.
Как всякая приличная солнечная система, трилогия вращается в окружении больших и малых планет — картину выстроенного Рейнольдсом мира дополняют несколько повестей и рассказов. Центральной конструкцией сюжета является не что-нибудь, а парадокс Ферми. Аластер предлагает нам вместе подумать о том, почему мы все еще (объективно) одни во Вселенной. Как мы увидим из текста, автор склоняется к тому, что… Впрочем, обойдемся без спойлеров. Скажу только одно: как и во всякой хорошей книге, — умрут все.
Парадокс Ферми — отсутствие видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций, которые должны были бы расселиться по всей Вселенной за миллиарды лет своего развития. Парадокс был предложен физиком Энрико Ферми, который подверг сомнению возможность обнаружения внеземных цивилизаций, и связан с попыткой ответить на один из важнейших вопросов всех времен: «Является ли человечество единственной технологически развитой цивилизацией во Вселенной?».
Стоит отметить, что трилогия порадует и любителей боевой фантастики — триумвир Илия Волева будет палить из настоящих думс-дэй-девайсов, боевые скафандры с искусственными интеллектами будут поливать друг дружку плазмой, а космические сражения — разворачиваться на релятивистских скоростях.
Кроме того, со свойственной Рейнольдсу основательстью, он рассуждает о перспективах эволюции человеческого сознания, коллективном разуме, а одна из илюстративно-нарративных повестей перенесет вас на борт корабля из ковчег-флотилии — все, как завещал бессмертный Хайнлайн в своих «Пасынках Вселенной».
С чего начинать: в качестве пробы Рейнольдса на вкус я посоветую рассказ Diamond Dogs. Многочисленным айтишникам в нашей тусовке понравится. Я гарантирую это.
В следующем материале этого небольшого цикла я расскажу вам, что читать из русской фантастики последнего десятка, или около того, лет.
А теперь, re-entry to the real world.