Зачем нам мертвая мода?

Moda

Я задала вопрос о моде художнику, модельеру и стилисту Яне Сафаровой из Санкт-Петербурга, уже известной читателям ПЛУГа. Что такое мода сегодня? Мне вообще кажется, что мода умерла, я, например, не вижу никаких определенных тенденций. Но я не специалист, а вот мнение Яны:

«Мода действительно умерла, точнее, умерла в том смысле, как мы ее понимали. Наша с тобой юность пришлась на последний взлет мировой моды, когда на подиуме появились новые дизайнеры, наши ровесники — Лакруа, Готье и др. Конец моды как таковой пришелся на конец тысячелетия. Сейчас моды просто нет, а точнее — нет диктата моды, а, стало быть, и самой моды. Иными словами, мода — это прежде всего единая для всех линия (в одежде, манерах, идеях), причем очень условная. Ни одна вещь сама по себе не может быть модной вне контекста. Платье всегда остается всего лишь платьем, если общественное мнение на наделяет его модным значением. Одно и то же платье может в равной степени быть модным или не модным в зависимости от периода. То есть, мода возникает только в результате негласного договора о том, что та или иная вещь (направление) являются модными. Это условность, но на ней веками держался мир моды. Вне диктата мода не может существовать.

На протяжении столетий моду определял высший свет, откуда она постепенно распространялась по принципу кругов на воде. С середины 19 века появились модельеры, диктовавшие моду, которым подчинялись неукоснительно и добровольно. В 20 веке модельеры приравнивались к небожителям, так, например, в десятилетие царствования Диора все без исключения дизайнеры следовали его стилю. Отклониться от модной линии означало одно — выглядеть в глазах общества безнадежно отсталым, устаревшим, нелепым, смешным. Каждый сезон требовал от женщин обновление гардероба, прически, макияжа. Определенная длина юбки и высота каблука были обязательным требованием для каждой дамы, если она не хотела прослыть старомодной. Это же касалось образа и прически. В 30-х гг. все без исключения делали стрижку и укладывали волосы волнами, в 40-х — накручивали коки, в 50-х носили «конские хвосты», а в начале 60-х «бабетты». Затем все дамы носили распущенные длинные волосы, а в середине 70-х стриглись в стиле «сассун». В 80-х гг., мода требовала от всех буйных кудрей и яркого макияжа.

Все закончилось довольно резко в течении одного десятилетия — в 1990-х гг. Начало нового тысячелетия — это уже мир без моды. Закончился диктат модельеров, исчезла единая модная линия, предлагаемая на сезон, а люди перестали бояться быть не модными. Поэтому 2000-е годы — это время экспериментов в одежде при полном безразличии к модному тренду. Каждый сезон дизайнеры предлагают бесконечное количество вариантов, из которых каждый может выбрать понравившийся. Основой одежды во всех странах стали так называемые «бейсики» — незамысловатый набор предметов гардероба, которые можно заменять и комбинировать в зависимости от ситуации: юбки, свитеры, брюки, джинсы, футболки и т.д. Ключевое слово для определения современной моды — демократичность. В прошлом остались не только «большие туалеты» для приемов, которые еще в 50-х были в гардеробе любой дамы, но и вечерние платья, и даже платья-коктейль. Лично я связываю это с изменением форм коммуникаций.

Смерть моды произошла в том момент, когда родился Интернет. Старые добрые «выходы в свет» заменил выход в сеть, где нет нужды выглядеть так, как предписывала мода ушедших времен. Общение личное, которое раньше требовало визуального контакта, отошло на второй план, а законы виртуального мира перекочевали в мир реальный, посему небрежность и однородность в одежде всех слоев общества стала нормой буквально на наших глазах. В свитере, куртке и джинсах в наши дни может ходить миллионер, компьютерный гений, студент, профессор, рабочий, фермер, одним словом — любой. Сегодня мы очень удивимся, если от нас потребуют наносить макияж в соответствии с модой (в 60-х «стрелки» на веках были обязательными настолько, что все героини исторических фильмов, от Анжелики до Анны Карениной, напоминали древних египтянок), делать модные прически или покупать сумки определенной формы. Это одновременно хорошо и плохо. Хорошо потому, что мы стали свободны от модного диктата, плохо потому, что из одежды стремительно уходит эстетика. Мне, как модельеру, грустно, но как человек свободолюбивый я понимаю, что в этом есть смысл, так как из бесконечного множества дизайнерских предложений каждый может выбирать то, что ему нравится, и свободно экспериментировать, создавая собственный образ».


читать на эту же тему