Артистические салуны: март-апрель 2013

Mutantants_grayscale

За отчетный период я посетила пару-тройку экспериментальных театральных постановок в Kanuti Gildi SAAL и несколько выставок того-сего. 


02.03 / United dancers of Zuga: Zuga knows the truth

Пять танцовщиков — две пары и лишняя девушка. В сущности, они проиграли все возможные варианты сочетаний М и Ж с лишним элементом. То, что это была девушка, — оправданная дань статистике. Тела — геномы. Вполне академически корректная композиция.

ZUGA (Тийна Мёлдер, Кая Канн, Ярмо Каринг, Калле Тикас) не такой уж юный коллектив, ему 11 лет. В наше время это очень много для маленькой группы единомышленников.


28.03 / Cabaret Rhizome: Mutantants or 1000 dances you must dance before you die

Довольно развернутый антропологический проект. Участники воспроизводят в своих телах основные фигуры танцев разнообразных традиций, включая «паломничество в страну Востока» в виде пяти тибетцев, кама сутры и Аштанги 65. Особенно интересна часть, где они протанцовывают все традиционные народные эстонские танцы. И еще показывают некоторые национальные эстонские подвижные игры. В зале дружный смех.

Ценный проект. К сожалению, исполнение на уровне средненькой аэробики, но зато молодые люди отчетливо осознают свою цель и задачу. Это снова выпускники Вильяндиской академии культуры Тартуского университета. Я вновь приставала к ним, что они слышали о семиотике. Говорят, что даже не помнят, кто им ее преподавал. Но идеи носятся в воздухе. Я уже не говорю о названии группы — Кабаре Ризома — это, как говорится, на волне современности. Делёз и Гваттари уже звучит как Сакко и Ванцетти :)


17.04 / Y: HÜTT & JANSEN VS X: LOND & OLMRE: Babes

Перформанс в смешанной технике, — тело, звук, игрушки, видео, мобилография и мобиловидео — повествующий о бездуховности современной поп-культуры. Две девушки маются дурью, поедая предсказания из китайских пирожков, вставляя бенгальский огонь в задний проход Барби, снимая это на мобильник, проецируемый на экран, ну и так далее. Поучительно.


18.03 / Музей Адамсон-Эрика, выставка «Суми-э. Традиционная японская живопись тушью», 21.03-02.06.2013

Современные работы в традиционной японской технике рисунка тушью. Не шедевры, но хорошо демонстрируют то, как хранится традиция. Самое интересное здесь — это видео, где показана вся техника рисунка того или иного традиционного мотива. Это расчет и твердая рука, а получается изысканная игра светотени. Понятно, что это не совсем то искусство, к которому мы привыкли в нашей европейской традиции. У японцев это дзен-медитация и осознанная работа с точным воспроизводством техники, на фоне чего возникает неповторимое настроение. При выставке работает мастер-класс.


02.11.2012-02.06.2013 / Музей Нигулисте, выставка «Ars moriendi — искусство умирания»

Из аннотации: «На выставке рассматривается тема смысла смерти, посмертной судьбы человека и традиций поминовения усопших в сакральном искусстве Cредневековья и раннего Ренессанса, изменения в отношении и в подготовке к смерти, а также — в представлении людей о жизни после смерти».

Экспонатов немного, но со всей Эстонии. Все хорошо вписано в контекст уже имеющегося убранства церкви. Детали погребальных украшений и утварь, пара гробов, гербы и плиты. В центре экспозиции, понятно, наше национальное достояние работы любекского мастера Берндта Нотке «Пляска смерти» (1475–1499). Все XV-XVII век. Очень хорошая картина «Эпитафия Йоханна Хобинга» (ок. 1558). Человек лежит на смертном одре, спокойно закрыв глаза. Опрятное такое одеялко с северными мотивами
и подпись:

«Beati mortui qui in domino moriuntur» [Apocalypse 14:13].
Воистину.
Amen.

Учитесь умирать достойно.

Человек средневековья (а у нас на Севере — аж барокко включительно) с самого рождения готовился к смерти. И так ли уж он был неправ?


20.04 / Квартирник на Адамсони 20: Arthur Chariton, Sunday Mellow, Lemon Trees

Александр Хоботов, он же Санчес, организатор квартирника: «В обычное время в доме на Адамсони 20 живут люди — Аня, Гриша, Ян, Мари, Митя и два Саши. В день концерта к ним «в гости» пришло около 80 человек. При этом не пострадали ни люди, ни вещи — вечер прошел в атмосфере любви и взаимопонимания. В этом-то и состоит главный изюм прошедшего мероприятия. Это был не просто акустический концерт, который можно устроить где угодно, и не просто попойка на хате с песнями под гитару, а настоящий аутентичный квартирник, прообразом которому послужили полулегальные концерты на питерских и московских квартирах звезд российского андерграунда 1970-1980 годов.

Пока это еще рано называть традицией. Случился лишь второй «квартирник на Адамсони 20», возможно, и последний. Но зарекаться я все-таки не буду. Пока этот дом — единственное известное мне место в Таллинне, где организовать квартирник технически реально. Мечта же о нем проснулась во мне прошлым летом во время фестиваля бардовской песни «Нарвский причал». Я внезапно осознал, что знаю, как организовать квартирник. Главное, знаю где — на Адамсони 20».

Очень-очень мило. Концерт дружественных плуговцев в гостях у дружественных чуваков-фловеров.

Lemon Trees просто расцвел (из пресс-релиза мероприятия: «Lemon Trees для этого концерта согласились подготовить специальную программу в духе знаменитой программы Unplugged, выходящей на MTV с 1989 года»). Vita nova. Прекрасно легли новые инструменты — скрипка и вторая гитара. Дан был неподражаем, как всегда. Трексон подпевал местами. Руслан РХ посетил и сджеммил. Санчес — настоящий хозяин салуна. Столько харизмы в одном месте :) .

Было тесновато, за окнами маячили и подпевали призраки очень похожие на вампиров. Следует особо отметить, что концерт транслировался онлайн. А во дворе расцвели подснежники.


21.04 / сходили с Эви Пярн на три выставки в KУMУ.

Начали с музейного магазина — к искусству надо привыкать постепенно. Осознали, что искусство по-прежнему почитается в цене — оранжевые тряпочные морковки от KУМУ стоят от 9 евро штука. Интересно, что они начинают продавать по кусочкам (кулоны, серьги, броши) наше национальное сокровище «Пляска смерти». И, кстати, «Эпитафию Йоханна Хобинга» тоже. Что имеем, тем торгуем, правильно. См. «Эстонские песни о смерти» в январском спецвыпуске ПЛУГа. Я бы вообще сделала тематику смерти основной визуальной темой нашей страны. И да, это круто, когда произведение искусства узнают по нескольким пикселям.

Еще там продавались гипсовые, слегка огрубленные копии скульптуры Амандуса Адамсона “Laeva viimne ohe” (1899) — «Последний вздох корабля». Это наш локальный шедевр, находится в постоянной экспозиции KУМУ. Я бы его переназвала «Северная Афродита», не рождается, правда, а тонет, ну да — Север. Оказывается, именно эту статуэтку выбрали жители Палдиски в качестве арт-объекта, символизирующего их город, в рамках проекта “Paldiski projekt» арт-группы Johnson and Johnson (Таави Тальве и Индрек Кёстер). В Китае были изготовлены уменьшенные копии в количестве 1999 штук, которые побывали на выставке Кöler Prize 2012. Деньги от продажи этих сувениров должны пойти на установку реального памятника в городе Палдиски летом 2013 года.


22.02.13–02.06.13 / Потом посмотрели немецкую выставку неадекватных интерьеров «Come In». Дизайн интерьера – средство современного немецкого искусства

Забавные игры с членением пространства. Работа с изменением масштаба. Интересные наблюдения над переходом изобразительной традиции сначала в фигуративный, а затем геометрический дизайн.

Затем посетили выставку Рауля Курвитца (р. 1961). Мощный креатив. Очень разнообразные работы в разных медиа. Особенно впечатляет стеклянный лабиринт из водочных бутылок. Батареи прозрачных, наполненных водой бутылок от пола до потолка. Вроде бы все одинаковые, но затем ты начинаешь различать закономерности и нарушения. Чуть ли не всем телом. Круто! И страшная инсталляция — иглу из длинных кривых осколков оконного стекла. На это вообще смотреть уже больно. И очень качественные видео-перформансы. Человек осмысленно ставит проблемы.

Видели автора при входе в KУMУ. Приятно — живой автор.


Ну и то, ради чего мы пошли в музей:

08.02.–18.05.2013 / «Фантастические пространства и городские перспективы. Высшие достижения японской анимации»

Это супер. Я понимаю восторги Дана. Проспект к этой выставке надо давать изучать будущим арт-кураторам как образец внятного изложения концепции и ее уникальности. Вот он:
Since the success of Akira (1988) and Ghost in the Shell (1995), Japanese anime films have been among the milestones of global pop culture. Imaginary Spaces and Urban Visions. Highlights of Japanese Animation concentrates on drawings from the concept development and background images of some of the most influential science fiction anime productions from the 1990s, the heyday of the genre. The artists Hideaki Anno, Haruhiko Higami, Koji Morimoto, Hiromasa Ogura, Mamoru Oshii and Takashi Watabe all share an interest in real-kei, a form of science fiction anime involving realistic construction of possible worldviews and convincing visions of future cities and landscapes. These artists have worked together in different constellations on major film projects, and have had a decisive influence on what we think of nowadays as the typical style of anime.

The artists in the exhibition belong to a generation that reached its peak at the time when anime was still almost exclusively drawn by hand. Although nowadays they use computer animation in all areas of production, their most important tools still include the layout table, paper, pencil and paintbrush.

The production of anime is a collaborative process involving concept developers, narrators, draughtsmen and animators. They usually work in a strictly organised and industrialised system in which the end product is more important than technical skill and perfection. Imaginary Spaces and Urban Visions attempts to look at the medium and its protagonists from a different perspective. Most of all, we are interested in the drawings that precede the cinematic image, because they reveal highly inventive and individual artistic achievement that is not immediately obvious from the picture on screen.

The drawings, storyboards and background paintings were created as part of the production process. None of the works was created for this type of presentation; in fact, most of them have never been shown publicly before. Imaginary Spaces and Urban Visions is the first exhibition and the first publication outside Japan that presents these works as what they are: testimonies to a kind of individual and highly inspirational artistic practice on the border of film, visual art and pop culture.

Выставка посвящена отслеживанию творческого процесса в сфере анимации. Построение виртуальных миров и пространства, разработка персонажей и их функций. Пропп торжествует. Кроме того можно наблюдать то, как слоями конструируется изображение. Конструируется и деконструируется. Техника руки почти неотличима от компьютера, при этом буйство фантазии в определенном стиле. Особенно потрясли акварели Хиромаса Огура Background images for Ghost in the Shell.

Это еще и пример командной работы. Без пирамиды. Новый мир строится на контрастной гармонии самых разнообразных традиций. Это Химера воображения, которая может воплощаться в реале.

Мы остались довольны.


27.04 / Sputnik-6: Jazzed & Confused

Было очень круто, спасибо всем!


читать на эту же тему