И снова о гендерных ролях, или Очарование банальности

tõelised inimesed foto

Cестры Тийна и Май Сёот смогли найти свежее решение, как донести до публики настоящую жизнь настоящих людей.

Оригинал: Sirp


Тема гендерных ролей сейчас звучит на многих театральных подмостках: помимо постановки Тийны Сёот 25 ноября в Vaba Lava состоялась премьера спектакля «Пол: Ж» («Sugu: N») при участии нескольких популярных актрис. Аналогичные гендерные муки рассматриваются и в Kanuti Gildi SAAL в постановке «Без пола 1» («Soota 1») молодого хореографа Рахо Аадла, однако это представление остается в узких рамках своего жанра. Мы видим молодого танцора, абсолютно голого, посреди свободно рассаженной по залу публики. Он стоит и любуется собой в зеркале, его гениталии заклеены пластырем телесного цвета. Однако бесполому существованию противоречат ухоженные хипстерские усы…

В обеих постановках рассматриваются, по сути, банальные темы: общество установило определенные one size fits all (один размер подходит всем) типы гендерных ролей. Соответствовать им сложно для всех, потому что настоящей женщины, настоящего мужчины или настоящего другого (также бесполого существа) ведь на самом деле нет. Есть только стандартные ожидания, непонятно в процессе каких общественных изменений выжившие.

Банальны и те истории и трагедии, о которых повествуют со сцены. И пока гендерные роли будут такими, какими мы их знаем, именно в этой банальности и каждодневных повторениях и скрыты их сила и очарование.

Спектакль «Настоящие…» интересен тем, что его художник и постановщик — выходцы из мира перформансов. Сестры Май и Тийна Сёот вместе, а также в сотрудничестве с другими авторами, годами делали крайне интересные постановки. В своих творческих поисках они явно двигались в сторону современного танца, при этом не забывая о своих корнях художников-перфомансистов. Один из методов перформанса — это перенесение на сцену элементов реальности в прямом или переносном значении. В этот раз Тийна и Май черпали материал для постановки из реальных историй реальных людей, отозвавшихся на призыв постановщика поделиться своими размышлениями на тему полов. Тексты отредактировала Аэт Куусик (прим. переводчика: известна феминисткими настроениями). В ходе создания постановки каждым актером сперва занимались отдельно, и только когда роль была проработана, персонажи встречались на сцене.

Герои постановки образуют единый ансамбль, но все же выступают в разных категориях. Звезда постановки — Анна-Лииса Реппо. Безусловно, ей очень помог опыт работы редактором женского журнала, ведь большая часть подобных изданий выстроена на портретах и историях, вызывающих в читателе сопереживание. На сей раз кавер-стори посвящена самой Анна-Лиисе: это история о том, как до сих пор сосредоточенная на карьере молодая женщина обнаруживает, будучи беременной и затем оставшейся дома ухаживать за ребенком, что ее молодой человек ее не поддерживает. И оказывается, что «она ничья жена» и не справляется с легшими исключительно на ее плечи обязанностями перед ребенком, мужем и домом. Анна-Лиис Реппо рассказывает эмоционально и увлекательно. Также в ее выступление вплавлен один из самых запоминающихся моментов постановки — иллюстрация об ужасах родов. Длинное красное вечернее платье, охапка светлых волос, алые губы —все это отлично дополняет драматичность образа.

После столь мощного монолога о материнстве выход Хелен Каськ выглядит бледно: все, что в основном удается из него запомнить, это то, что 26-летняя женщина не хочет иметь детей. После выступления Анна-Лиисы Реппо сложно представить, что их хоть кто-то хочет иметь. И насколько вообще важно в этом возрасте решить, будешь ты заводить детей или нет? В обычной жизни работающая специалистом по ИТ девушка неплохо выступила, но ее сценическому альтер эго не удалось представить дилемму или обобщающую точку зрения. Поэтому, к сожалению, ее можно отнести к той же категории, что и Андруса Тамме: как бы это иронично это не звучало, но Тамме запомнился не выступлением во время спектакля, а своей пародией на Леди Гагу на афтерпати после премьеры постановки.

Такое ощущение, что в этом спектакле более богатый опыт, будь то личный или профессиональный, дает актерам серьезное преимущество. Вторая звезда постановки Мерике Кауниссаре знакомит публику со своей реальной профессией. Будучи медиа-аналитиком и докторантом в области дизайна в Академии художеств, она на доступном языке критикует засилие женских образов в повседневной журналистике и подвергает сомнению многие вещи, к которым мы уже привыкли настолько, что не видим их. Многие ли из вас замечали, что статьи о болезнях иллюстрируются фотографиями неизвестных женщин? Что каждый день в СМИ мы видим в разы больше женщин, чем мужчин? В каждом представлении Кауниссааре проводит новый медиа-анализ, тем временем на заднем плане все эти противоречия демонстрируют Анна-Лииса Реппо и Хелен Каськ, запихивающие огурцы и помидоры в стеклянные банки.

Помимо этого, участие молодого drag queen Андруса Тамме в едкой и вместе с тем до истерики смешной тираде «тетки» Кауниссаре раскрывает его сценические способности и талант комика даже лучше, чем следующий за этим его сольный номер. В то же время это сцена, которая балансирует на границе хорошего и плохого вкуса.

Художник постановки Май Сёот в своих предыдущих работах использовала много затейливых костюмов, реквизита, различных технических решений. В этот раз созданное ею сценическое пространство театрально и позволяет актерам сиять. Запоминающаяся деталь — треугольный «карниз» и символизирующий домашний уют и в то же время мещанство коллаж из кружевных занавесок.

Также в копилку художника можно отнести и реквизит в руках представляющего «типичного» эстонского мужчину, в реальной жизни школьного учителя, Олева Сюди: это большущая газета «Eesti Mees» («Эстонский Мужчина»), напечатанные крупными буквами заголовки которой помогают донести месседж постановки. Типичный же эстонский мужчина по сравнению с захватившими сцену женщинами выглядит скромно и бесцветно, нет у него ни своей истории, ни послания.

По крайней мере во время премьеры «реальность» спектакля подчеркивалась еще и тем, что исполнители ролей в начале своих мнологов были чуть зажаты, но постепенно зажатость исчезала. Для непрофессионалов это в порядке вещей, и никто из участников постановки, к счастью, и не претендовал на владение сценическим мастерством. Также им удалось избежать штампов и неестественной манеры речи, которые присущи актерам-любителям и активистам народных театров.

«Настояшие женщины, настоящие мужчины и настоящие другие» — достойное начинание и ознакомление широкой публики с идеями феминизма. Но что самое важное: это свежий подход к тому, как можно использовать биографический материал настоящих людей.


Премьера спектакля «Настояшие женщины, настоящие мужчины и настоящие другие» состоялась 22 октября на малой сцене театра Vaba Lava, следующее представление — 3 декабря. Автор идеи и постановщик Тийна Сёот, автор текста Аэт Куусик, художественное оформление Май Сёот, звуковое оформление Ээрик Кяндлер, свет Прийт Адлас. В ролях: Анна-Лииса Реппо, Мерике Кауниссааре, Андрус Тамме, Хелен Каськ и Олев Сюди.


читать на эту же тему