Артур с Оранжевой планеты

9

С Артуром я познакомился чуть больше года назад. Его хевра горланила под гитару «Гражданскую Оборону» на исторической для всего таллиннского андеграунда горке Харью, а автор этих строк, являясь частью компании лимитчиков из Ида-Вирумаа, распивал дешевый белорусский портвейн в соседних кустах. И в этот момент, как пела незабвенная Маргарита Суханкина из группы «Мираж», музыка нас связала. Своя музыка.

Мы вспомнили, что видели друг друга на концерте «НОМ». Слово за слово, аккорд за аккордом, глоток за глотком… Тогда я еще не осознавал всех амбиций этого парня, но сошлись мы на одном важном пункте: особой любви к русской музыке, вычленяя ее из океана общемировой, желая и даже, в какой-то мере, способствуя ее развитию.

Прошел год, и группа Orange Planet, фронтменом которой является Артур Чаритон, выпустила дебютный альбом «пойдемсфонарем». Это очень странно в 2012 году держать в руках компакт-диск с музыкой, вдыхать запах свежей полиграфии, исходящий от обложки. Я ведь понимаю, что никогда не буду слушать его, потому что уже не на чем, потому что элементарно неудобно в наши дни возиться с компактами. Но диск — это вещь, материальный символ, дарующий музыкантам чувство пройденного Рубикона. Диск — это повод для Orange Planet организовать первое турне и с гордостью заявить: мы сделали это, у нас есть альбом.

«На фестивале Manka Boutique состоялся концерт-презентация альбома «пойдемсфонарем», далее мы планируем дать несколько концертов в разных городах Эстонии. О концертах за границей мы пока лишь размышляем, на данном этапе что-либо трудно планировать», — начинает свой рассказ Артур.

Мы уютно устраиваемся за пыльным скелетом здания бывшего Аrt-Cafe, закуриваем, делаем по паре глотков бальзама «Черный рыцарь». У Артура это одно из первых интервью, видно, что ему непривычно, и он не готов без подготовки долго говорить, но несколько порций крепкого алкоголя должны помочь раскрепоститься. Включаю диктофон.

Кто играет в вашей группе?

Сперва я повстречался с Артуром, который был нашим соло-гитаристом до недавнего времени. Собственно, тогда, в 2009 году, когда мне было 15 лет, группа Orange Planet и организовалась. Потом через нее прошли ряд музыкантов. Остались, в итоге, Андрей Фратков и Антон Фрё. Год назад стало ясно, что у группы накопилось достаточно материала для дебютного альбома. Записывали мы его у меня дома в Мустамяэ, в моей комнате.

Из группы ушел соло-гитарист. Как собирается дальше существовать Orange Planet?

Вместо соло-гитариста в группе появилась клавишница Наташа Финлакф, моя очень хорошая подруга. Я думаю, это даже хорошо, что все так поменялось. Мне нравятся группы, где у всех по одному инструменту, и каждый знает свое дело.

Артур, в вашей музыке чувствуется влияние 1980-х годов, лично которые вы не застали. С чем это связано?

Очень многое, что делается сейчас в рок-музыке, это возвращение к 1980-м годам. С точки зрения, например, записи дома и музыкальных аранжировок. Для меня и для нашего басиста Андрея Фраткова 1980-е годы — знаковое и символичное время как в музыкальном, так и социальном плане. По моему мнению, практически все, что мы сейчас слышим, либо упирается в синтезаторную музыку, либо питается от New Wave. «Новые романтики» показали, что не обязательно делать так, как научили. По сути, тогда ведь пришел конец «традиций во всем», конец академичности. Как в культуре и в социуме, так и в мировой политике. И это очень важно.

Чем оригинален и необычен твой коллектив?

Оригинальность заключается в том, что мы концентрируемся на мелодичности. Все песни, которые можно услышать в альбоме «пойдемсфонарем», так или иначе базируются на мелодике. За исключением, наверное, композиции «13». Но она самая загадочная и полифоническая.

Если говорить о таком музыкальном явлении как русский рок, то, естественно, у всех меломанов есть свой любимый коллектив. У кого-то это «Кино», у кого-то «Алиса», у кого-то «ДДТ» или «Аквариум». Какие коллективы имели наибольшее влияние на тебя?

Проект Егора Летова «Егор и Опизденевшие», сольные проекты Леонида Федорова, но не сама группа «Аукцыон», и группа «Аквариум».

Это один из принципиальных моментов в творчестве молодых групп: какой язык выбрать для исполнения песен? Это одновременно и выбор аудитории, и выбор между развитием своего и копированием чужого, и даже определенный политический выбор, хотя бы и в зачаточном состоянии. Группа Orange Planet поет на русском, но многие их коллеги в Таллинне предпочитают петь на английском. Почему же?

Я хочу, чтобы в Эстонии появлялось больше хороших групп, которые бы не забывали, что их родной язык — русский. Сейчас много команд, которые косят под западные инди-группы. Зачастую это получается у них довольно неудачно, и выглядят они порой просто глупо. Невероятно сложно передать стилистику западной музыки так, чтобы европейский, американский или, whatever, австралийский слушатель признал ее своей. Получается это у единичных исполнителей, например, у ростовской Motorama.

Однако мы думали о том, чтобы параллельно сделать версии наших песен на английском — была мысль создать проект, в котором «мотором» служили бы артистизм и максимально простое содержание материала. Но в какой-то момент стало ясно, что не такие уж мы и эстеты.

Артур, есть еще и другая сторона проблемы: я отлично понимаю по-английски, но я не могу ни слова разобрать из того, что поют на английском многие местечковые бэнды во время своих лайвов. Это же просто нечленораздельные звуки!

Есть такой тип слушателя, которому важнее, как двигаются ребята по сцене, во что одеты, в конце концов. Это печально, но они даже не хотят вникать глубже. Другая проблема: от концерта к концерту в Таллинне ходит одна и та же публика. Получается, что тусовка существует ради тусовки: одни и те же люди играют на инструментах и посещают концерты друг друга. Я бы очень хотел подтянуть на свой концерт ребят со двора, я верю, что и таким людям можно доказать, что ощущение драйва дает не только электронная музыка. Я бы также хотел, чтобы русские группы чаще заявлялись на эстонские фестивали. Сейчас, к сожалению, подобное происходит крайне редко.

 


Александр Семенов об Orange Planet и «пойдемсфонарем»

Для того чтобы записать пластинку музыканту необходимо преодолеть долгий и тернистый путь. И дело даже не в самом процессе записи, который иногда может растянуться на годы, но в подготовке — моральной и профессиональной. Тем удивительнее то, насколько быстро смогли подойти молодые ребята из таллиннской группы Orange Planet к записи своего дебютного альбома. Кажется, еще недавно мы видели их совсем «зеленых», чувствовавших себя неуютно и неуверенно на сцене, и вот уже в их активе полновесный диск под довольно симпатичным названием. Можно сказать, что «пойдемсфонарем», а именно так называется пластинка, — это хорошая смесь раннего «Кино», «ГО» и прочего в этом духе. Но смесь эта без сомнения талантливая. У музыкантов свой, сформировавшийся взгляд на музыку, свой взгляд на мир. Некоторые чисто технические недочеты, которые все же присутствуют, лишь прибавляют шарма каждой из песен. Легкая, мелодичная музыка, ненавязчивые, но вполне зрелые, серьезные тексты — вот что представляет собой первый альбом Orange Planet. Другими словами — ребята сделали хороший русский рок. А это получается далеко не у многих.

Послушать альбом можно здесь: soundcloud.com/orangeplanetband


читать на эту же тему