Украшения как неслучайное творчество

_MG_5056

Прежде чем приступить к написанию этой статьи, я читаю магистерскую работу «Стремление к совершенству: виртуальная эстетика пост-смерти» художницы по украшениям Софии Халлик. София задается вопросами о том, возможно ли визуализировать смерть или любой другой трансцендентный опыт? что такое богоподобные или теоморфные украшения? Ее сокурсница Даша Пополитова исследует в своей дипломной работе «Андрогинность: украшение вне пола» не менее сложные и неоднозначные темы единства понятия пола и возможности преодоления существующего разделения по половым признакам.

Казалось бы, судьба художника по украшениям выдавать эстетически красивый и практичный продукт для фэшн-индустрии. Но в Эстонии это не так: правящий в местном изобразительном искусстве концептуализм распространился и на кольца с сережками. Возможно, именно поэтому о работах учителя Даши и Софии Танеля Веэнре пишет итальянский Vogue, а Мирья Питкяарт, тоже выпускница Эстонской академии художеств, работает дизайнером в компании Louis Vuitton.

Я попыталась разобраться, где же та грань, что отделяет ювелира от художника по украшениям? И когда украшение становится предметом высокого искусства?


 

Об истории и трендах

Даша: В 20-е годы прошлого века возрос спрос на дизайнерскую бижутерию (costume jewelry) имитацию дорогих украшений, выполненных из более дешевых материалов. К середине века, когда в Америке появился средний класс, спрос на подобную продукцию стал особенно велик. Особую роль в популяризации costume jewelry сыграл продакт-плейсмент в голливудских фильмах 40-50-х годов.

50-е и 60-е были очень пестрыми: много стилей, красок, любовь к экстравагантным формам. Новое дыхание принесли англичане David Watkins и Wendy Ramshaw, создавшие в 1964 году коллекцию «Something special». Во-первых, в противовес эклектизму и пестроте, это были минималистические, навеянные эстетикой механизмов, украшения из акрила и бумаги. Во-вторых, Watkins и Ramshaw первыми использовали компьютеры и программирование для изготовления украшений, что позволило продавать коллекцию огромными тиражами в торговых центрах. На мой взгляд, это хороший пример того, как украшение становится дизайнерским объектом, решаются как эстетические, так и производственные проблемы. Кстати, Watkins делал некоторые объекты для фильма Кубрика «2001 год: Космическая одиссея».

Сегодня создание украшений базируется не на имитации, а на инновации. Есть два подхода: отправной точкой для дизайна служит либо материал, либо идея. И мне кажется, что сейчас среди дизайнеров сильно очарование всем синтетическим и дигитальным. Это свой особый язык. По-моему, синтетическое это очень человечно.

image (6)

Коллекция DUEL. Автор Дарья Пополитова

 

Об украшении как предмете искусства

Даша: Искусство создается по правилам, установленным самим художником. Возьмем, к примеру, творчество немца David Bielander: он сделал генератор дыма, который выпускает кольца непосредственно под размер твоего пальца. Благодаря этой работе мы наблюдаем существенный сдвиг в иерархии материалов, когда драгоценные камни и металлы перестают «править балом», художник сам нагружает материал смыслом. То есть переход от ремесла к искусству происходит за счет нарративного опыта. Я часами могу сидеть в библиотеке и изучать волнующие меня вопросы, создавать мудборды (информативные карты, визуализирующие предпочтения в образах, формах, материалах), рисовать, затем экспериментировать с материалами. Как мне кажется, только таким образом — через исследование — художник находит моторы и причины для своего творчества, и творчество становится неслучайным.

darja_popolitova_androgyny_marzee1

Коллекция «Андрогинность: украшение вне пола». Автор Дарья Пополитова

О типах украшений

София: Опираясь на христианскую ангельскую иерархию, я определила свою иерархию украшений, которую одобрило отделение художественных украшений и ковки Эстонской академии художеств. Данная иерархия строится по подобию ангельской, где верхний уровень наделен богоподобными качествами, а нижний более всего приближен к человеку. Я верю, что украшения также имеют подгруппы и наделены совершенно разными смыслами.

В самом верху разработанной мной иерархии находятся спиритуальные украшения, к которым также относятся и богоподобные украшения. Это как религиозные и ритуальные атрибуты, так и украшения, которые человек никогда не снимает, потому как они стали частью его личности. Порой у таких украшений нет материальной ценности, но они имеют важное символическое значение для их владельца. 

Затем идет ментальный уровень иерархии, олицетворяющий нагруженные смыслом украшения — они уникальны, у них есть сильный посыл или культурная ценность. Сюда относятся те украшения, которые никто никогда не надевает, потому как велик страх испортить или потерять эту дорогую и/ или важную вещь. Например, это всемирно известные украшения, выкупленные Лувром или музеем Виктории и Альберта.

Ниже по иерархии находятся украшения, созданные для разумного потребителя дизайна. Их основа — это публичность, статусность людей, социальные взаимоотношения. Эти украшения ни в коем случае не хуже, чем предыдущие две группы, у них просто другие функции. Центральная идея таких украшений — это декорирование тела.

Сама я стараюсь создавать украшения, относящиеся к первой группе: я всегда ищу совершенную форму, совершенный цвет, совершенную комбинацию. 

О повседневной работе художника по украшениям

Даша: Сейчас мы работаем над коллекцией украшений из шин велосипедов для финского рынка. Заказчик предприниматель Кайди Томсон. Полтора месяца мы провели в раздумьях и экспериментах. В итоге пришли к очень лаконичному решению. И уже протестировали одно украшение на массах: София надела его и пошла в торговый центр Solaris. На украшение смотрели с интересом, но не с опаской значит, потребитель готов к такому дизайну.

Очень хорошо то, что уже во время учебы в Академии художеств у нас было несколько проектов с конкретными заказчиками. Например, дизайнер одежды Ксения Йоост дала нашему курсу задание сделать украшения стоимостью до 15 евро это очень мало, а потому очень интересно. В ход пошли фарфор, силикон, шарики для настольного тенниса, войлок. Некоторые из этих работ продавались в магазинах Ксении.

Или в прошлом году бизнесмен Марко Мадисмяэ изъявил желание создать коллекцию мужских аксессуаров в сотрудничестве со студентами нашего отделения. Я взяла за основу тему дуэли: придумала кулоны и запонки в виде револьверов, а также сделала двойное ожерелье, которое можно носить под воротником рубашки.

Был и очень классный проект по разработке украшений из старых вещей и вторсырья. У меня получилась коллекция KLIV из вилок, многие из которых я купила в секонд-хендах. А София использовала пробки от винных бутылок и покрыла их с помощью электростатического поля  фиолетовым и черным флоком или, другими словами, синтетическими волокнами получились элегантные серьги, ожерелье и брошь. Кстати, эти работы можно купить в различных онлайн магазинах. Если спросите, как формируется цена, то за основу мы берем количество потраченных на разработку часов.

София: Раз уж мы затронули тему денег, что я считаю, что в Эстонии на рынке дизайна существует достаточно серьезная проблема дизайнеры занижают цены. Вероятно, причиной является отсутствие нормального рынка сбыта для дизайнерских украшений. Вот вы поверите, что качественные серьги или кольцо за 15 евро сделано вручную и в ограниченном тираже? Естественно, многое зависит от мастера и материалов, но такая цена доверия не вызывает.


Для дальнейшего изучения:
popolitova.com
www.behance.net/somajewellery


читать на эту же тему